Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Макинск қаласының «Солнышко» бөбекжайы» МКҚК
Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Макинск қаласының «Солнышко» бөбекжайы» МКҚК

Әлеуметтік желілер

 

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

"Проявление мышления и его изменения в дошкольном возрасте"

21.06.2018

А.М.Касенова, заведующая ГККП 

«Ясли- детский сад «Солнышко»

г.Макинск Буландынский район

 

Мышление прежде всего является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком

действительности.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

Ребенок мыслит образами, красками, звуками, но это не означает, что он должен остановиться на конкретном мышлении.

Особенности мышления напрямую связаны с возрастом. Дошкольники быстро развиваются. Для них

характерно быстрое расширение круга мыслительных задач. Это становится возможным благодаря действенной форме мышления. Именно этот его вид для детей является основным. Ребёнок в возрасте 3-6 лет занимается разной деятельностью.

Она направлена на обогащение имеющихся знаний о предметах и их особенностях. Дошкольник учится самостоятельности в выборе и решении задач, которые возникают перед ним. В отношении этого вопроса были проведены соответствующие исследования. Они показали, что детям дошкольного возраста свойственно перестраиваться от практических действий к умственным.

Образное мышление – необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Мы всегда стремимся к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина,

следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, возможность, невозможность и др.

В практике мы убеждаемся, что эти понятия играют большую роль в формировании абстрактного мышления. Овладеть этими понятиями невозможно без исследования живых факторов и явлений, без осмысления того что ребенок видит своими глазами, без перехода от конкретного предмета, факта, явления к абстрактному обобщению.

Как раз вопросы, возникающие у детей в процессе изучения природы, искать причинно-следственные связи. Например, наблюдая за дождем, дети видят, как постепенно темнеет песок, а на асфальтовой дорожке образуются лужицы.

Воспитатель рассуждает с детьми, почему луж нет на песке, клумбе с цветами. Дети вспоминают, как легко они втыкают палочку в песок и землю, потому что они рыхлые и мягкие. Поэтому дождевая вода впитывается, а асфальт твердый, и вода остается наверху, образуя лужицы.

Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. Мыслительная

деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении.

Мышление ребенка работает, даже когда он кажется не думаем. Так происходит, что свойственно мыслить после своего взаимодействия с внешним миром. Он знакомится с действительностью с

помощью чувственного познания. После этого происходит обработка полученной

информации.

Мышление дошкольников: этапы и особенности

Наглядно-действенное мышление

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора - двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Наглядно-образный тип мышления

На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками»,

кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не

индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий

тип мышления - словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и

подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом

словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот - это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность

ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является

своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества:

литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и воспитателями способствуют этому.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их.

В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Просмотров: 305


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст