А.М.Касенова, заведующая ГККП
«Ясли- детский сад «Солнышко»
г.Макинск Буландынский район
Мышление прежде всего является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком
действительности.
Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
Ребенок мыслит образами, красками, звуками, но это не означает, что он должен остановиться на конкретном мышлении.
Особенности мышления напрямую связаны с возрастом. Дошкольники быстро развиваются. Для них
характерно быстрое расширение круга мыслительных задач. Это становится возможным благодаря действенной форме мышления. Именно этот его вид для детей является основным. Ребёнок в возрасте 3-6 лет занимается разной деятельностью.
Она направлена на обогащение имеющихся знаний о предметах и их особенностях. Дошкольник учится самостоятельности в выборе и решении задач, которые возникают перед ним. В отношении этого вопроса были проведены соответствующие исследования. Они показали, что детям дошкольного возраста свойственно перестраиваться от практических действий к умственным.
Образное мышление – необходимый этап для перехода к мышлению понятиями. Мы всегда стремимся к тому, чтобы дети постепенно оперировали такими понятиями, как явление, причина,
следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, возможность, невозможность и др.
В практике мы убеждаемся, что эти понятия играют большую роль в формировании абстрактного мышления. Овладеть этими понятиями невозможно без исследования живых факторов и явлений, без осмысления того что ребенок видит своими глазами, без перехода от конкретного предмета, факта, явления к абстрактному обобщению.
Как раз вопросы, возникающие у детей в процессе изучения природы, искать причинно-следственные связи. Например, наблюдая за дождем, дети видят, как постепенно темнеет песок, а на асфальтовой дорожке образуются лужицы.
Воспитатель рассуждает с детьми, почему луж нет на песке, клумбе с цветами. Дети вспоминают, как легко они втыкают палочку в песок и землю, потому что они рыхлые и мягкие. Поэтому дождевая вода впитывается, а асфальт твердый, и вода остается наверху, образуя лужицы.
Важной основой для мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. Мыслительная
деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении.
Мышление ребенка работает, даже когда он кажется не думаем. Так происходит, что свойственно мыслить после своего взаимодействия с внешним миром. Он знакомится с действительностью с
помощью чувственного познания. После этого происходит обработка полученной
информации.
Мышление дошкольников: этапы и особенности
Наглядно-действенное мышление
В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора - двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.
Наглядно-образный тип мышления
На следующем этапе, с трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет. Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками»,
кроха начинает мыслить, оперируя системой образов. Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.
Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не
индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.
Словесное – логическое мышление
В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий
тип мышления - словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и
подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом
словесно-логическом мышлении.
Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет: «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе». Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот - это животное, которое ловит мышей и любит молоко». Такой ответ демонстрирует наглядную способность
ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является
своего рода «двигателем» развития мышления у детей дошкольного возраста.
Творческое мышление
Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.
В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип не обусловлен факторами роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.
Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества:
литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.
Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника. Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и воспитателями способствуют этому.
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их.
В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.