Элеметы психогимнастики и аутотренинга на музыкальных занятиях .
Элементы психогимнастики способствуют развитию выразительности движений, навыков саморасслабления и способствуют воспитанию эмоций у детей.
Наблюдения показали, что дошкольники когда читают и рассказывают, очень неумело используют средства выразительности, такие как жесты и мимика. Поэтому важно специальное обучение детей дошкольного возраста уместному и умелому использованию жестов и мимики во всех сферах жизни. Основной целью является снятие психического напряжения и создание возможностей для самовыражения.
На занятии с элементами психогимнастики дошколята обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Занятию должна предшествовать предварительная работа по ознакомлению детей с невербальными средствами общения: мимикой и жестами. Самый доступный язык в этом направлении-язык музыки. Играя в музыкально-дидактические игры «Я так устал», «Кого встретил колобок?», «Ой, живот болит», «Кто сегодня пришёл в гости?», «Разные настроения», «Поссорились-помирились», дети учатся различать самые разнообразные чувства и настроения: страх, радость, печаль, обиду, горе.
Например, музыкально-дидактическая игра «Забавный гномик».
Используется такой дидактический материал как пиктограммы, в состав которых входят карточки, на которых изображены гномики с различными выражениями лица. Прослушав музыку, ребёнок самостоятельно выкладывает пиктограммы: грусть, радость, удивление, испуг, злость, слёзы, то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру музыкального произведения.
Благодаря элементам психогимнастики на музыкальных занятиях, дети лучше начинают понимать других, легче выражают свои чувства. У них вырабатываются положительные черты характера, такие, как доброта, неконфликтность, уверенность в себе, смелость и т.д., уменьшаются невротические проявления: страхи и различного рода опасения.
В эпоху бурного развития информационных технологий большинство современных детей вообще не представляют себе без компьютера и телевидения ни одного дня своей жизни. Это приводит агрессии, фобии, недостаточному развитию речи и демонстративности поведения. В связи с этим, многие дошкольные психологи
рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада. Рекомендуется на занятиях использовать такие элементы аутотренинга, как «Игра с песком», «Плавные руки», «Спящий котёнок», «На берегу моря» и др.
Например, упражнение «На берегу моря».
Дети играют на берeгу моря, плещутся в воде. Накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок… Закрывают глаза от яркого солнца. Лениво раскидывают руки, ноги.
Это упражнение рекомендуется проводить под соответствующую музыку или шумовые эффекты.
Элементы психогимнастики и аутотренинга дают возможность детям восстановить хорошее эмоциональное состояние.