Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый
подход.
Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работает два полушария головного мозга, сто сказывается на всестороннем развитии ребенка.
Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа создаются ситуации, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает
о том, что он так увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровища – не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.
От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы, программирование
происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.
Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.
Обучение детей с использованием робототехнического оборудования – это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа.
Задача образования – создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности.
Основными формами конструктивной деятельности являются:
· Образовательная,
· Индивидуальная,
· Самостоятельная,
· Досуговая,
· Коррекционная,
· Сотворчество взрослых и детей.
Внедрение ЛЕГО – технологии в детском саду происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течении дня.
В процессе ЛЕГО – конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину.
ЛЕГО – конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки.
ЛЕГО – конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми т.к. оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того ЛЕГО-конструирование – эффективное,
воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои навыки, логическое мышление. У них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
Конструирование и робототехника направление новое, инновационное, тем самым привлекает и детей, и родителей. Занятие данным видом деятельности отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду возможность привлечь детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
Конструирование и робототехника привлекательны еще и тем, что одно оборудование может быть использовано во всех возрастных группах детского сада, меняются только цели и задачи в соответствии с возрастом.
Робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, которая способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности
при принятии решений, раскрывает творческий потенциал воспитанника.
Целенаправленное, систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию, играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки к учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.
Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности, к совершенствованию.
Основная идея внедрения ЛЕГО-конструирования и робототехники заключается в реализации более широкого
использования в образовательной деятельности конструкторов ЛЕГО.
Конструкторы ЛЕГО – построены по принципу от простого к сложному, обладают свойствами, такими как: стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания.
Робототехника в детском саду, решает несколько задач:
· Познавательную – развитие интереса к
робототехнике, информатике, физике.
· Образовательную – формирование умений и
навыков конструирования, приобретение первого опыта, при решении
конструкторских задач по механике.
· Развивающую – развитие творческой
активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных
ситуациях, формирование внимания, оперативной памяти, воображения, мышления.
· Воспитательную – воспитание
ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Робототехника – сегодня одна из самых динамично-развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления.